Самое читаемое


Библиотека


Архив

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Социальная сеть







Лента новостей

08.02.24 11:00
Блестящая победа Президента Ильхама Алиева на выборах обусловлена непоколебимой верой народа в своего лидера
06.02.24 09:41
В Азербайджане наступил "день тишины" перед выборами
05.12.23 13:47
Энтони Блинкен: Украина может продолжать экспортировать зерно во многом благодаря Румынии
02.12.23 03:19
Россия потеряла место в Совете Международной морской организации
02.12.23 01:24
Авигдор Либерман: «Это реалистичнее, чем «два государства для двух народов»
02.12.23 01:07
Британия отправляет боевые корабли в Персидский залив и Балтийское море
02.12.23 00:55
Госсекретарь США Энтони Блинкен: в срыве перемирия виноват ХАМАС
30.11.23 16:24
Папа Франциск - Патриарху Варфоломею: будем молиться о прекращении войны
30.11.23 14:45
Община Западного Азербайджана: Литва продолжает враждебную политику против Азербайджана
30.11.23 14:31
Ушел из жизни бывший госсекретарь США Генри Киссинджер
30.11.23 02:35
В Узбекистане состоится переход на чрезвычайный режим работы по экономии воды
30.11.23 02:17
Шавкат Мирзиёев поручил организовать в Узбекистане производство 50 самых востребованных лекарств
29.11.23 20:07
Касым-Жомарт Токаев: Казахстан и Того должны держаться вместе
29.11.23 18:30
Поездка Папы в Дубай не состоится по настоянию врачей
29.11.23 17:19
Авиакомпания Virgin Atlantic выполнила первый дальний рейс на экотопливе, но экологи недовольны
29.11.23 16:03
Реджеп Тайип Эрдоган: Нетаньяху войдет в историю как «палач Газы»
29.11.23 14:32
Касым-Жомарт Токаев принял заместителя Премьера Госсовета КНР Дин Сюэсяна
29.11.23 14:08
Первый иранский банк вскоре начнет работать в Сирии
29.11.23 01:57
Страны Северной Европы будут патрулировать Балтийское море 20 кораблями
29.11.23 00:59
До конца года грузооборот по МТК Север – Юг должен достигнуть 19,5 млн тонн
29.11.23 00:51
Президент Чехии: Мы не выполнили свое обещание Украине
29.11.23 00:39
Андрей Костин: Я уверен, что через пять-семь лет у нас будет современная, эффективная судостроительная отрасль
28.11.23 23:48
Милли Меджлис Азербайджанской Республики прокомментировал заявление спикера парламента Армении
28.11.23 19:34
Али Хаменеи: Когда-то было немыслимо, что ВМС армии смогут присутствовать в Каспийском море
28.11.23 18:09
Безуглая против Залужного. Что означает атака депутата на главкома ВСУ
28.11.23 17:22
Казахстан получил два танкера для перевозки нефти по Каспию в обход России
28.11.23 17:17
Мьянма: всеми забытый военный конфликт
28.11.23 17:05
Опрос: почти половина британских евреев не исключает иммиграцию из-за роста антисемитизма
28.11.23 16:23
Лавров и экс-президент ЮАР обсудили ситуацию на Украине и ближневосточный конфликт
28.11.23 15:11
Что век графена нам готовит?
25.11.23 14:24
В Баку состоялся саммит Специальной программы ООН для экономик стран центральной Азии
24.11.23 15:59
Новый закон обяжет проходить проверку полиграфом всех членов правительства, кроме Нетаньяху
24.11.23 15:34
Алмат Айдарбеков: Казахстан может стать воротами для Молдовы в Центральную Азию
24.11.23 02:23
Пресс-секретарь ЦАХАЛа ответил на вопросы о «гуманитарной паузе» и планах на будущее
24.11.23 02:03
Госминистр Великобритании Докерти: Мы поддерживаем с Азербайджаном очень глубокие и особые связи
Евреи Афганистана: история исчезающей диаспоры
7 июля [12:37] В мире



Первые достоверные свидетельства о проживании евреев на территории современного Афганистана относятся к 8 веку н. э. Тем не менее, ученые полагают, что первые евреи могли поселиться здесь значительно раньше. Об этом свидетельствуют библейские источники.

 

После разгрома Израильского и Иудейского царств ассирийцами и вавилонянами (8 – 6 вв. до н. э.) многие евреи были переселены в Мидию и Вавилонию. В 539 г. до н. э. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II, который разрешил евреям вернуться на родину. Однако после окончания Вавилонского пленения часть из них осталась в Персии и стала селиться на востоке империи Ахеменидов, в том числе на территории современного Афганистана.

Исследователь еврейской культуры Сара Аарон в своей книге «Из Кабула в Куинс: Евреи Афганистана и их переезд в США» отмечает, что на протяжении многих веков афганские евреи считали себя потомками 10 потерянных колен Израиля, попавших в ассирийский плен. Существует также легенда о принадлежности пуштунов к коленам Израилевым и родстве с евреями. Однако эта версия остается бездоказательной.

В Cредние века евреи проживали в афганских городах Балх, Газни, Герат, Кабул и занимались в основном торговлей. Мусульманский географ иранского происхождения Абуль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (820 – 912 гг.) упоминает еврейскую общину Балха в своей «Книге путей и стран». Между тем арабский географ 11 века Мохаммад аль-Идриси в книге «Нузхат ал-муштак фи ихтирак ал-афак» пишет об евреях, проживающих в Кабуле и Газни. Еще один средневековый географ Шамсуддин аль-Мукаддаси сообщает о многочисленных еврейских поселениях в Хорасане.

Сведения о проживании евреев на территории Афганистана в Средние века также встречаются и в еврейских источниках. В частности, еврейский поэт Моше ибн Эзра писал, что 40 тысяч евреев отправились в город Газни, ставший столицей Газневидской империи. Еврейский путешественник Вениамин Тудельский оценивал численность еврейского населения в Газни в 12 веке в 80 тысяч человек. Тем не менее, эти цифры явно завышены.

В 1946 году на территории западной афганской провинции Гор, в районе Танг-и Азао, были обнаружены остатки еврейского кладбища. Надписи на надгробиях выполнены на иврите и еврейско-персидском языке. Самые ранние плиты датируются 752 – 753 гг., самые поздние – 1249 г. Помимо имен и дат жизни умерших, на надгробиях указаны титулы, социальный статус и род деятельности. Титул «алут» присваивался судьям, титул «хахам» относился к раввинам. Учителей, как правило, называли «меламед». Титулы «закен» и «яшиш» давались старейшинам общины и выдающимся людям. Благодаря обнаруженным надписям ученым удалось установить, что в еврейской общине Гора были свои суды, синагоги и религиозные школы.

Еще одно средневековое еврейское кладбище в Горе было обнаружено в 1962 – 63 гг. итальянским архитектором Андреа Бруно. Он нашел около 20 каменных надгробий вблизи Джамского минарета, построенного в 12 веке. Надписи на плитах также были сделаны на иврите и еврейско-персидском.

«Афганская гениза»

Наиболее широкое представление о жизни евреев в средневековом Афганистане дает так называемая «Афганская гениза» – сборник рукописей 11 – 13 вв. До сих пор доподлинно неизвестно, как именно были найдены уникальные документы. Считается, что их обнаружили в одной из пещер на севере Афганистана. Несколько лет назад их приобрела Национальная библиотека Израиля. Редкие артефакты впервые были представлены публике в 2019 году на выставке в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В настоящее время рукописи оцифрованы и выложены на сайте израильской библиотеки. Они написаны на разных языках, включая иврит, арамейский, персидский, арабский, еврейско-персидский и еврейско-арабский (персидский и арабский с транслитерацией на иврите).

В «Афганскую генизу» входят литературные и религиозные тексты, юридические и административные документы, личная переписка. Часть коллекции составляет семейный архив землевладельца и купца Абу Насру Йехуды бен Даниэля, проживавшего в городе Бамиан. Записи торговца позволяют узнать детали сделок, которые совершались между евреями и мусульманами в этом регионе. Еще один любопытный документ – переписка между жителями Бамиана и Газни, проливающая свет на подробности жизни еврейской общины в Афганистане.

Примечательно, что гениза также содержит тексты начала 13 века, принадлежащие мусульманской общине средневекового Хорасана. В их числе – отрывки из Корана.

Гератская община. Иммиграция в Среднюю Азию

После татаро-монгольского нашествия в 13 веке вплоть до 19 века сведения о еврейской общине Афганистана практически отсутствуют. Разрушительные набеги монголов, по всей видимости, привели к сокращению численности еврейского населения и его иммиграции в Среднюю Азию и Индию.

Одним из первых письменных свидетельств проживания евреев в Афганистане в 19 веке является брачный договор (ктуба), датированный 1812 годом. Документ был обнаружен в Герате – крупнейшем центре афганского еврейства в 19 – 20 вв.

Приток евреев в Герат значительно усилился после событий 1839-го года, произошедших в иранском городе Мешхед. Спасаясь от погромов и насильственной исламизации, сотни иранских евреев бежали в соседний Афганистан.

Российский историк и этнодемограф М. С. Куповецкий в своей работе «Евреи из Мешхеда и Герата в Средней Азии» пишет, что к концу 70-х годов 19 века в Герате проживали около 300 семей еврейских беженцев из Мешхеда. В Афганистане они получили возможность свободно исповедовать свою религию.

Помимо Герата, евреи также жили в Кабуле, Балхе и Маймене. Селились они исключительно в городах. Сведений о проживании евреев в сельской местности нет.

Согласно докладу российского востоковеда С. Е. Григорьева «Евреи Афганистана», в 19 веке в Афганистане было более 60 еврейских общин, общей численностью около 45 тысяч человек.

Афганские евреи в основном жили замкнуто, обособленно от мусульманского населения страны. Тем не менее, отношения между соседями были мирными, основанными на взаимовыгодном сотрудничестве в торговой сфере. Евреи строго придерживались своих традиций и отмечали еврейские праздники. Глава общины контактировал с властями и занимался решением спорных вопросов. В еврейских кварталах были свои суды, синагоги и школы. Во всех афганских синагогах трижды в день проводились богослужения. Кроме того, там проходили свадьбы и поминальные церемонии.

В 19 веке в Герате было 4 больших синагоги, в начале 20 века к ним были добавлены пристройки, что свидетельствует о росте гератской общины.

В общинах сохранялся патриархальный уклад. Образование было доступно только для мужской части населения. Посещение синагог также было мужской прерогативой. Женщины занимались домашним хозяйством и воспитанием детей.

Как правило, афганские евреи говорили на еврейском диалекте дари, иврит знали немногие, в основном он использовался при проведении религиозных церемоний.

Наиболее распространенным занятием была торговля. Евреи торговали хлопком, шелком, мехами, коврами и другими товарами.

В 19 – начале 20 века часть гератских евреев иммигрировала в Среднюю Азию и вместе с мешхедскими евреями поселилась в туркменских городах Мерве, Иолотани, Пенде и ряде других, при этом сохраняя контакты с Гератом и продолжая заниматься торговлей. Как отмечается в исследовании М.С. Куповецкого, миграция имела место и после присоединения региона к России, в основном по экономическим причинам. В 1910 году российские власти ужесточили политику в отношении евреев и депортировали их за пределы империи, однако потом некоторые из них вернулись нелегально. Миграция евреев из Герата в Среднюю Азию продолжалась вплоть до конца 20-х годов 20 века. Впоследствии начался обратный процесс, связанный в основном с политическим курсом советского руководства.

Последний еврей Афганистана

В 30-е годы 20 века положение евреев в Афганистане заметно ухудшилось. Тесное сотрудничество страны с Германией привело к росту дискриминации и принятию ряда антиеврейских законов. В частности, в 1933 году афганские власти запретили евреям заниматься торговлей без специальной лицензии. Кроме того, им разрешалось проживать только в Герате, Балхе и Кабуле. Евреи из других городов были переселены сюда. Им также запрещалось передвигаться по стране и выезжать за рубеж без особого разрешения. Тем не менее, как пишет С. Е. Григорьев, с 1944 по 1950 гг. почти 500 афганских евреев нелегально выехали в Палестину через Иран и Британскую Индию.

В 1941 году евреев в Афганистане обязали платить так называемый «военный налог» за то, что они были освобождены от службы в армии. Был введен «запрет на профессии»: евреев перестали брать на работу в государственные учреждения, их детей лишили права учиться в государственных школах.

Исследователи расходятся в оценках численности еврейского населения в Афганистане в первой половине 20 века, однако, по приблизительным подсчетам, к моменту образования государства Израиль (1948 г.) их оставалось около 5 тысяч.

В начале 50-х годов евреям разрешили выезд за границу, и многие из них иммигрировали в Израиль и США. В 1961 году в Афганистане проживали около тысячи евреев, к середине 70-х их осталось всего 200. В отличие от арабских стран, Афганистан разрешал эмигрировать без аннулирования гражданства. Переезд был обусловлен по большей части экономическими соображениями и желанием вернуться на историческую родину, поскольку положение евреев в Афганистане в тот период было относительно благополучным.

В 60-е годы центр еврейской общины переместился из Герата в Кабул. В 1966 году в столице была построена новая синагога. По всей видимости, оставшиеся евреи не планировали покидать страну.

Посол Афганистана в России Саид Тайеб Джавад, описывая атмосферу Кабула 60-х годов в своей книге «Первое фламенко в Самангане», упоминает и еврейское население столицы: «На аллее, где продавались цветы, в аккуратных двухэтажных домах проживало большое количество афганских евреев. Еврейская синагога Кабула располагалась здесь же, она до сих пор есть. Судя по всему, была еще одна синагога в районе Дех Афганан, и три в Герате. Большинство из них сейчас восстановлено, но все афганские евреи уехали, поселившись в основном в Бруклине в Нью-Йорке».

После начала Афганской войны в 1979 году почти все евреи уехали из страны. В начале 90-х годов несколько еврейских семей проживали в Кабуле и Герате. К моменту прихода к власти талибов в 1996 году в Афганистане оставалось всего 10 евреев.

В начале 2000-х годов в Афганистане проживали всего два еврея: Заблон Симинтов и Исаак Леви. История их вражды и бесконечных распрей была широко растиражирована в СМИ. Румынский режиссер Дэн Алекс снял про них документальный фильм, получивший название «Каббала в Кабуле». Кроме того, непростые взаимоотношения между двумя представителями еврейского народа были показаны в пьесе «Два последних еврея в Кабуле», поставленной в Нью-Йорке в 2002 году.

В настоящее время в стране остался один еврей – Заблон Симинтов, да и то он заявил о своем намерении покинуть Афганистан к осени в связи с выводом иностранных войск. Симинтов родился в 1959 году в Герате, впоследствии перебрался в Кабул. Какое-то время жил в Туркменистане, но в 1998 году вернулся в афганскую столицу, где занимался торговлей коврами и драгоценностями, а также открыл свое кафе под названием «Балх-е- Бастан». В многочисленных интервью он рассказывал, что неоднократно подвергался арестам и избиению со стороны талибов. Его жена и дочери живут в Израиле, однако он оставался в Афганистане, аргументируя тем, что хочет сохранить в стране еврейское наследие и присматривать за кабульской синагогой. Недавно он сообщил о своем решении уехать в Израиль. Таким образом закончится история еврейской общины Афганистана, когда-то насчитывавшей тысячи человек.

Афганские евреи в Израиле и США

В настоящее время наиболее крупные общины афганских евреев находятся в Израиле и США. По данным Еврейской виртуальной библиотеки, в Израиле проживают около 10 тысяч евреев афганского происхождения, около 200 семей живут в Нью-Йорке.

Большинство афганских евреев в Израиле – выходцы из Герата. Первая волна эмиграции началась еще до основания государства Израиль, в 30-40-е гг. 20 века. Они приезжали в Иерусалим в основном нелегально и селились вблизи исторического центра города в одном из беднейших районов, который в то время считался небезопасным. Один из первых эмигрантов несколько лет назад поделился своими впечатлениями с корреспондентом «Би-би-си»: «Мы думали, что Иерусалим намного современнее Герата, но все оказалось хуже. В 1930 году здесь ничего не было. Люди ходили в рваной одежде».

Некоторые из афганских евреев, приехавших в Палестину в 30-40-е годы, принимали участие в первой арабо-израильской войне.

После образования государства Израиль началась вторая волна эмиграции, пришедшаяся на 50-60-е годы. Многие выходцы из Герата прибыли в страну детьми, однако они по-прежнему с теплом вспоминают Афганистан и продолжают говорить на дари. «Я не израильтянин. Я – афганец. Я до сих пор говорю, что я – афганец. Все, что там было, было прекрасным», – подчеркнул в интервью «Би-би-си» один из них.

Последняя волна эмиграции пришлась на начало 80-х годов. Евреи, уехавшие в те годы, отмечают, что не покинули бы страну, если бы не началась Афганская война, последовавшая после ввода советских войск. «Там была работа, было свое дело, все было хорошо», – вспоминают они.

Жизнь афганских евреев в США подробно исследована в книге Сары Аарон ««Из Кабула в Куинс: Евреи Афганистана и их переезд в США». По данным на 2011 год, численность их общины в Нью-Йорке составляла около тысячи человек. Большинство уехали из Афганистана в 60-70-х годах и поселились в районе Куинс. Там же в 1978 году была основана синагога Аншей Шалом, ставшая центром религиозной и общественной жизни диаспоры. Как и евреи, переехавшие в Израиль, они положительно отзываются о жизни в Афганистане. «Мы никогда не подвергались преследованиям в Афганистане. Правительство нам очень помогало», – рассказывал журналистам один из представителей еврейской общины в Нью-Йорке.

 

 

Источник:  afghanistan.ru



Новости по теме: