В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года в Нагорном Карабахе было совершено страшное злодеяние. В ту ночь, 22 год назад, армянские вооруженные формирования при поддержке тяжелой техники и личного состава 366-го мотострелкового полка бывшего СССР, расквартированного в городе Ханкенди (Степанакерт), осуществили захват города Ходжалы, в результате чего погибло 613 его мирных жителей.
Во время штурма было убито 106 женщин, 63 ребенка, 70 стариков. Полностью уничтожены восемь семей, 25 детей потеряли обоих родителей, 130 - одного. 487 человек стало инвалидами в результате полученных пулевых ранений. В ночь трагедии было взято в заложники 1275 человек из числа мирного населения, о судьбе 150 из них до сих пор ничего не известно.
Через два дня после массового убийства армянскими боевиками азербайджанских мирных жителей, 28 февраля, интернациональная группа журналистов на двух вертолётах смогла добраться до Ходжалы. Первым на месте трагедии побывали российский телерепортёр Юрий Романов и азербайджанский журналист Чингиз Мустафаев.
Вот что описывал Юрий Романов после посещения места трагедии: «Я выглядываю в круглое окошко вертолёта и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На жёлтой траве предгорья, где в тени ещё дотаивают серые лепёшки снега, остатки зимних сугробов, лежат мёртвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка... Глаз вырывает из месива тел две фигурки - бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны ещё и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырёх, девочка протягивает руки к убитой бабушке. Ошеломлённый, я даже не сразу вспоминаю о видеокамере».
В тот же день журналист Томас Гольц сообщил в своей корреспонденции в «Washington Post», что больницы Агдама заполнены беженцами. По словам свидетелей, во время штурма Ходжалы армянскими вооружёнными отрядами погибли сотни людей. Из семи погибших, которых Гольц увидел в больнице, двое были детьми, трое - женщинами. Гольц отметил, что одна из погибших была расстреляна, видимо, в упор, а у многих беженцев, по его словам, имеются множественные ножевые ранения. Информацию о расстрелах в упор подтвердил также репортёр ВВС в утренних новостях. Он также сообщил о более чем ста трупах мужчин, женщин и детей, зарезанных армянскими боевиками.
1 марта 1992 года на место трагедии смогла вылететь еще одна группа журналистов. Анатоль Ливен из лондонской «The Times» так описал увиденное на месте резни: «Две группы - видимо, две семьи, лежали рядом, - руки женщин пытаются прикрыть детей. У некоторых из них, включая маленькую девочку, были чудовищные раны на голове: фактически осталось только лицо. Выжившие рассказали, что армяне расстреливали их в упор, уже лежащих на земле». По сообщению «The New York Times», фотограф агентства «Рейтер» Фредерика Лангень около Агдама видела два грузовика, заполненных трупами азербайджанских мужчин, женщин и детей. Большинство трупов были с отрубленными головами либо сожжённые.
Корреспондент газеты «Известия» В. Белых сообщал в своем репортаже: «Время от времени в Агдам привозят обмененные на живых заложников тела своих погибших. Но и в ночном кошмаре такого не привидится: выколотые глаза, отрезанные уши, снятые скальпы, отрубленные головы. Связки из нескольких трупов, которые долго таскали по земле на верёвках за бронетранспортером. Издевательствам нет предела».
Журналист «Известий» приводит свидетельство пилота вертолёта российских ВВС майора Леонида Кравца: «26 февраля я вывозил из Степанакерта раненых и возвращался обратно через Аскеранские ворота. В глаза бросились какие-то яркие пятна на земле. Снизился, и тут мой бортмеханик закричал: „Смотрите, там женщины и дети". Да я и сам уже видел около двухсот убитых, разбросанных по склону, среди которых бродили люди с оружием. Потом мы летали, чтобы забрать трупы. С нами был местный капитан милиции. Он увидел там своего четырёхлетнего сына с раздробленным черепом и тронулся рассудком. У другого ребёнка, которого мы успели подобрать, прежде чем нас стали обстреливать, была отрублена голова. Изувеченные тела женщин, детей и стариков я видел повсюду».
Зловещую роль в истреблении мирных жителей Ходжалы сыграл 366-й гвардейский мотострелковый полк, который входил в состав расположенной в Гяндже 23-й гвардейской мотострелковой дивизии Объединенных вооруженных сил СНГ. По данным ряда сторонних источников, отдельные военнослужащие полка принимали активное участие во взятии Ходжалы, что было зафиксировано в докладах нескольких правозащитных организаций. Хотя вначале пресс-центр ОВС СНГ категорически опровергал сообщения об участии 366-го полка в боевых действиях, тем не менее, 11 марта 1992 года газета «Красная Звезда» подтвердила факт участия военнослужащих 366-го полка в боевых действиях.
Журналист Томас де Ваал отмечает, что «после той позорной роли, которую сыграл 366-й полк при взятии Ходжалы, из Москвы поступил приказ вывести его из Карабаха». В первых числах марта личный состав был эвакуирован на базу ЗакВО в Вазиани. 10 марта 1992 года полк был расформирован, но порядка ста военнослужащих полка остались в военном городке в Ханкенди. Никаких попыток расследования преступлений предпринято не было.
Отдел информации ИАП Azglobus.net