Неолиберал, бывший президент-диктатор Перу Альберто Фухимори находится при смерти, и на этом основании просится из тюрьмы на волю. Дело Фухимори – хороший пример для России, так и не сумевшей преодолеть кровавые преступления коллективного гайдарочубайса.
Один из самых одиозных диктаторов Латинской Америки, икона российских либералов, человек, лично ответственный за убийство нескольких десятков человек скоро выйдет на свободу.
Бывший президент Перу Альберто Фухимори, как утверждают четверо его детей, нуждается в немедленном помиловании. Врачи поставили экс-вождю неолибералов диагноз «рак языка», и утверждают, что в тюрьме он быстро умрёт.
Альберто Фухимори отбывает срок за «преступления против человечества», как «вдохновитель массовых убийств и похищений людей». Кроме того, суд признал бывшего диктатора виновным в расхищении бюджета страны.
Прошение детей Фухимори можно было бы проигнорировать: власть в стране сейчас принадлежит президенту Ольянте Умале — он пользуется левой риторикой и называет себя фанатом Уго Чавеса. Но проблема в том, что клан Фухимори — по-прежнему один из самых влиятельных в стране.
Старшая дочь Фухимори, Кейко, выдвигалась на прошлых президентских выборах, прошла во второй тур и чуть не победила: она набрала более 48%, то есть разрыв между крайне левым и крайне правым кандидатом составил менее трёх процентов. Кейко Фухимори — лидер партии «Фуэрца 2011», которая контролирует четверть перуанского парламента (однопалатного). Политиком стал и один из её младших братьев — Кейджи, он занимает одно из депутатских кресел, принадлежащих фракции «фуджимористов».
Надо сказать, что идею освобождения диктатора поддерживают 62% опрошенных — правда, исследование проводилось исключительно среди жителей Лимы, столицы Перу, и её окрестностей. Большая часть высказавшихся «за» помилование считают, что Фухимори отсидел достаточно.
Частично такое отношение к экс-диктатору можно объяснить гуманизмом перуанского народа. Но на деле, конечно, многие в стране вспоминают времена его правления с теплотой и любовью, и скучают по «сильной руке». В России аналогичные чувства испытывают сталинисты. Однако, у нас в стране Альберто Фухимори не воспринимается как латиноамериканский Сталин — бывший президент Перу вошёл в пантеон либеральных святых наравне с Августо Пиночетом и Ли Куан Ю.
Придя к власти в 1990-м, Фухимори действительно провёл широкомасштабные неолиберальные реформы. Он добился резкого, правда, кратковременного роста экономики страны. Потом ситуация значительно ухудшилась: почти вся собственность в Перу досталась близким друзьям и соратникам президента, а 9 млрд. долларов, вырученных за счёт приватизации госсобственности, испарились в неизвестном направлении. Transparency International называла Фухимори «самым коррумпированным лидером в мире», пояснив, что на своём посту диктатор положил в карман не менее 600 млн. долларов (по другим данным, до 2 млрд.).
В итоге Перу превратилось в стандартный сырьевой придаток: за 10 лет правления Фухимори раздал практически все месторождения в концессии, при этом иностранные компании практически ничего не платили (и не платят) за их эксплуатацию.
Фухимори при власти вёл себя, как и подобает неолибералу: разгонял парламент (он сделал это чуть раньше Ельцына, собственно, в 1993-м году «демократические СМИ России» советовали Борису Николаевичу поступить так же, как его латиноамериканский коллега), успешно воевал с террористами путём пыток, похищений и создания «эскадронов смерти». Кроме того, он успешно занимался подавлением и скупкой политиков — на чём и погорел.
В 2000-м году Фухимори пошёл на третий срок. Он, как и Ельцын, собирался передать власть преемнику, но на тот момент его старший сыну Кейджи был слишком мал, ему только исполнилось 20 лет, а упускать власть из Семьи диктатор не собирался. Он с трудом выиграл сам у себя во втором туре (его основной соперник Алехандро Толедо призвал портить бюллетени), и приготовился править ещё четыре года.
Но тут всё и посыпалось. Один из телеканалов показал видеозапись, на которой шеф перуанской разведки, серый кардинал, второй человек режима Владимиро Монтесинос предлагает конгрессмену крупную взятку за переход в правящую партию. Позже журналист телеканала рассказывал, что ему до костей перепилили руку пилой, чтобы он сказал, где лежит кассета. Журналист выдержал. Запись показали.
Фухимори в тот момент находился в Японии, на саммите АСЕАН. Как человек с двойным гражданством (у него был японский паспорт), Альберто предпочёл не возвращаться в страну. Казавшийся верным диктатору парламент немедленно лишил его полномочий. Эпопея с выдачей продолжалась несколько лет — до тех пор, пока в 2007-м году Фухимори по неосторожности не приехал в Чили, откуда его и отправили на родину.
Все эти годы продолжалось расследование преступлений режима Фухимори. В отсутствие первого лица главным обвиняемым по всем процессам стал уже упоминавшийся второй человек режима Владимиро Ильич Монтесинос. У этого персонажа очень интересная биография — едва ли не увлекательнее, чем у его шефа.
Двойное имя Монтесинос получил от своих родителей-коммунистов. Вопреки папе с мамой, Вова сразу решил быть агентом империализма. Поступив на службу в перуанские войска, он отправился в самоволку в США, прихватив с собой секретные документы. Когда история вскрылась, Владимиро Ильичу пришлось отправиться в тюрьму на два года.
Позже Монтесинос стал успешным адвокатом. Он специализировался на защите наркобаронов. Так Владимиро Ильич и познакомился с Альберто Фухимори (по официальной версии он предупредил диктатора о готовящемся левом перевороте). Во время первой предвыборной кампании успешный юрист отмазывал своего клиента от обвинений в мутных сделках с недвижимостью. Успешно.
После того, как Фухимори занял пост президента, Владимиро Ильич возглавил национальную службу разведки. Именно он создал и руководил перуанскими «эскадронами смерти» — отрядом «Группо Колино». Ребята резвились от души. Вообще их нанимали для того, чтобы разобраться с партизанами-маоистами из Сендеро Люминосо («Сияющий путь»).
Стоит признать, что гражданскую войну в Перу начали не правые. Первыми на путь насилия встали маоисты. Комиссия по расследованию, которая в 2000-х занималась подведением итогов бойни, подсчитала, что из 70 тысяч трупов в период с 1980 по 2000 ровно половина — на совести красных партизан. Треть трупов нарезали правительственные войска и эскадроны смерти. Причём страдали и от тех, и от других в основном индейцы кечуа.
Вот, к примеру, что творили ребята Владимиро Ильича и Альберто Фухимори. Как-то им поступила информация, что в одном из домов якобы укрываются боевики Сендеро Люминосо. Ночью, на краденых машинах, члены эскадрона смерти окружили дом, где на самом деле шла барбекю-вечеринка. Вооружённые люди ворвались в помещение, приказали всем лечь, после чего открыли огонь. Погибли 15 человек, в том числе 8-летний ребёнок.
Есть ещё одна забавная история, связанная с Владимиро Ильичом Монтесиносом. В 1998-м году шеф разведки купил у России 3 истребителя МиГ, каждый обошёлся Перу где-то в 117 млн. долларов. Позже, когда власть в стране поменялась, эта сделка стала одним из пунктов обвинения Монтесиноса в коррупции. По версии обвинения, самолёты должны были стоить где-то втрое дешевле. Как клевещут перуанские прокуроры, Монтесинос заработал на этой сделке несколько миллионов долларов, на пару с представителем российских «Росвооружений» Евгением Ананьевым.
Ананьева даже объявили в международный розыск (по крайней мере, это делала Перу и Италия), однако, всерьёз россиянина так никто и не искал.
Отметим, что своим близким другом, человеком, который помог «подняться» и начать серьёзный бизнес, называет Евгения Ананьева известный инновационный олигарх Алишер Усманов. Они были знакомы ещё в советское время, когда Ананьев работал в КГБ, а Усманов — постукивал, куда следует.
Есть ещё одна забавная связь между Монтесиносом и Россией: борец с перуанскими леворадикальными партизанами поставлял оружие (в обмен на наркотики) колумбийским коммунистам из FARC. Оружие было российского производства. Напомню, что 25 лет за продажу оружия колумбийским партизанам получил «российский гражданин» «Виктор» «Бут». Американские источники утверждают, что «Бут» сотрудничал Монтесиносом — тот обеспечивал переговоры с повстанцами.
На этом примеры сотрудничества между режимом Фухимори и Россией не исчерпывается. В 2001 году Владимир Путин встречался с перуанским экономистом Эрнандо де Сото, советником экс-диктатора. Коллегу привёл в Кремль Андрей Илларионов, ныне — член Координационного совета оппозиции. Во время встречи господин де Сото отметил важность сильного политического лидера в таких условиях. «Мне особенно приятно разговаривать с вами, потому что вы как раз такой политический лидер», — сделал перуанец комплимент Владимиру Путину.
Такие истории случались с подчинёнными Владимиро Ильича более или менее регулярно. А отряды Сендеро Люминосо с боевиками «эскадронов смерти» особенно не пересекались — они вели свою собственную войну с крестьянами, которые не хотели жить как в Китае.