Самое читаемое


Библиотека


Архив

«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Социальная сеть







Лента новостей

05.06.21 01:06
В ДТП с кортежем президента Киргизии погиб человек
04.06.21 22:43
На ПМЭФ началось пленарное заседание с участием Путина
03.06.21 23:04
Россия откажется от долларов в ФНБ. Что это значит и к чему приведет?
03.06.21 22:39
Новый маршрут грузового сообщения связал китайскую провинцию Шаньси и Францию
02.06.21 17:00
Судан отказывается передавать России базу для Военно-морского флота
02.06.21 14:42
В Израиле новый президент
11.04.21 16:08
Международный валютный фонд и новая версия Вашингтонского консенсуса
11.04.21 15:24
Alibaba Group оштрафована в Китае за монопольное поведение на рынке
09.04.21 22:15
Умер принц Филипп, супруг королевы Елизаветы II
25.03.21 11:46
Растущая пропасть между богатыми и бедными усугубляет социальное неравенство в США - доклад
24.03.21 13:23
Гигантский контейнеровоз сел на мель в Суэцком канале и заблокировал движение
24.03.21 12:58
Германия и Норвегия закупят шесть подводных лодок у ThyssenKrupp Marine Systems
24.03.21 11:25
Узбекско-турецкие военные учения стартовали на полигоне «Термез», близ афганской границы
24.03.21 11:13
Двадцати странам мира грозит полномасштабный голод
15.02.21 06:48
Ответственных за демографические потери России пока не нашли
15.02.21 06:28
Сотни тысяч демонстрантов протестуют в Мьянме против путча
05.02.21 00:23
Порт свободной торговли в Хайнань набирает популярность среди иностранных инвесторов
04.12.20 07:51
Чубайс объявил об уходе из «Роснано»
25.11.20 13:15
Rothschild & Co поможет приватизировать Coca-Сola Uzbekistan
22.11.20 03:47
Глава МИД Ирана Зариф собирается посетить Москву для переговоров
12.11.20 00:48
Россия и Турция подписали меморандум о создании центра по Карабаху
11.11.20 14:59
Опубликована карта размещения миротворцев в Карабахе
11.11.20 13:17
"Первый выстрел" Артура Ванецяна
11.11.20 12:52
Российские миротворцы в Нагорном Карабахе: кто они, откуда и чем вооружены
11.11.20 04:57
Обращение Президента Азербайджана Ильхама Алиева к народу
10.11.20 12:50
Ишхан Сагателян: Не допустим капитуляции и не простим тех, кто решил торговаться Родиной
10.11.20 12:24
Война в Карабахе остановлена
10.11.20 11:12
Братская Турция: Оккупационная Армения сдалась в Нагорном Карабахе!
10.11.20 10:53
Депутатам блока "Мой шаг" демонстранты дали два часа – безопасность гарантируют
10.11.20 10:43
Католикос Гарегин II призвал власти Армении представить исчерпывающие объяснения
10.11.20 10:28
Президент Ильхам Алиев: Данное заявление фактически означает военную капитуляцию Армении
09.11.20 22:27
Отреставрированная албанская церковь открылась в азербайджанской Габале
09.11.20 22:00
17 партий Армении потребовали отставки Пашиняна на фоне войны в Карабахе
09.11.20 20:36
Президент Ильхам Алиев дал интервью телеканалу BBC News
09.11.20 04:20
Сегодня в Азербайджане День Государственного флага
Стефан Цвейг; Фридрих Ницше
27 июня [19:15] Библиотека



Стефан Цвейг

Фридрих Ницше

Биографическая повесть "Фридрих Ницше" известного австрийского писателя Стефана Цвейга (1881 - 1942) не издавалась в России более 60 лет.

Перевод - C. И. Бернштейна.

Я ценю философа в той мере,

в какой он способен служить образцом.

Несвоевременные размышления

Трагедия без партнеров

Сорвать лучший плод бытия

значит: жить гибельно.

 

Трагедия Фридриха Ницше - монодрама: на сцене своей краткой жизни он сам является единственным действующим лицом. В каждом лавиной низвергающемся акте стоит одинокий борец под грозовым небом своей судьбы; никого нет рядом с ним, никого вокруг него, не видно женщины, которая смягчала бы своим присутствием напряженную атмосферу. Всякое движение исходит только от него: несколько фигур, вначале мелькающих в его тени, сопровождают его отважную борьбу немыми жестами изумления и страха и постпенно отступают как бы перед лицом опасности. Никто не решается вступить в круг этой судьбы; всю свою жизнь говорит, борется, страдает Ницше в одиночестве. Его речь не обращена ни к кому, и никто не отвечает на нее. И что еще ужаснее: она не достигает ничьего слуха.

 

Лишена партнеров, лишена реплик, лишена слушателей эта беспримерная в своем героизме трагедия Фридриха Ницше; нет в ней и места действия, нет пейзажа, декораций, костюмов: она разыгрывается как бы в безвоздушном пространстве мысли. Базель, Наумбург, Ницца, Сорренто, Сильс-Мариа, Генуя все эти географические имена не обозначают в действительности место его пребывания: это - только верстовые столбы вдоль измеренной огневыми крыльями дороги, холодные кулисы, безмолвный фон. В действительности, декорация остается в этой трагедии неизменной: замкнутость, одиночество, мрачное, бессловесное, безответное одиночество, непроницаемый стеклянный колпак, покрывающий, окружающий его мышление, одиночество без цветов, без красок и звуков, без зверей и людей, одиночество даже без божества, оцепенелое, опустошенное одиночество первобытного мира - мира довременного и пережившего все времена. И особенно ужасна, особенно невыносима и в то же время особенно причудлива и непостижима пустынность, безотрадность его мира тем, что этот глетчер, эта скала одиночества высится среди американизированной страны с семидесятимиллионным населением, в центре новой Германии, которая звенит и свистит железными дорогами и телеграфом, гремит шумом и гамом сборищ, в центре болезненно-любознательной культуры, которая ежегодно выбрасывает в мир сорок тысяч книг, в сотне университетов ищет новых проблем, в сотнях театров ежедневно смотрит трагедии - и в то же время ничего не чует, ничего не знает, ничего не подозревает об этой величайшей драме человеского духа, которая разыгрывается в самом ее центре, в ее самом глубоком ядре.

 

Ибо в самые великие мгновения для трагедии Фридриха Ницше ни зрителей, ни слушателей, ни свидетелей в немецком мире нет. Вначале, пока он говорит с профессорской кафедры и сияние Вагнера бросает на него отраженный свет, его речь еще возбуждает некоторое внимание. Но чем более он углубляется в самого себя, чем глубже он проникает в эпоху, тем слабее становится отзвук на его речь. Один за другим в смятеньи встают друзья и враги во время его героического монолога, испуганные возрастающим пылом его экстазов, и он остается на сцене своей судьбы в убийственном одиночестве. Беспокойство овладевает трагическим актером, замечающим, что он говорит в пустоту; он повышает голос, он кричит, жестикулирует с удвоенной энергией, - лишь бы возбудить отклик или хотя бы крик возмущения. Он присоединяет к своей речи музыку, манящую, пьянящую, дионисийскую музыку, - но никто уже не слушает его. Он превращает свою трагедию в арлекинаду, смеется язвительным, насильственным смехом, принуждает свои фразы кувыркаться и совершать акробатические salto mortale, - чтобы вымученной гримасой привлечь слушателей к ужасному смыслу представления, - но никто не аплодирует ему. И вот он придумывает танец, танец среди мечей; израненный, истерзанный, обливаясь кровью, он показывает миру свое новое, смертоносное искусство, никто не понимает значения этих рыдающих шуток, никто не подозревает смертельной страсти в этой наигранной легкости. Без слушателей, без отклика доигрывает он перед пустыми стульями самую потрясающую драму человеческого духа, какая была показана нашему веку упадка. Никто не обратил к нему равнодушного взора, когда в последний раз бурно вознесся словно на стальном острие великолепный вихрь его мысли - вознесся и упал на землю в последнем экстазе: "перед лицом бессмертия бездыханный".

 

 

 
fridrih-nicshe.rtf [2,9 Mb] (cкачиваний: 142)