Дата публикации: 21-07-2012

Адрес в интернете: http://www.azglobus.net/476-nezvanyy-gost-huzhe-tatara.html

Незваный гость хуже татара

21.07.2012 19:35:45

Аналитика

Может ли Татарстан стать «Дагестаном на Волге»? ("BBCRussian.com", Великобритания)


Насилие пришло в прежде спокойный Татарстан. Злоумышленники застрелили заместителя муфтия республики Валиуллу Якупова и взорвали автомобиль самого муфтия, Илдуса Файзова, который получил ранения ног.


Следствие однозначно связывает нападения с профессиональной деятельностью потерпевших и рассматривает две основные версии: финансовый конфликт вокруг организации хаджа в Мекку и борьбу между радикальными и умеренными последователями ислама, к которым принадлежали Якупов и Файзов.


Правоохранители не сомневаются, что оба нападения были скоординированы между собой и тщательно готовились.


Следователи предполагают, что преступники следили за Файзовым несколько дней и изучили его привычки, в частности, знали, что в четверг он сам сядет за руль, и прикрепили взрывное устройство к днищу джипа под водительским местом. Убийство Якупова, судя по почерку, тоже дело рук профессионалов.


В пятницу Следственный комитет РФ объявил о задержании пятерых подозреваемых, один из которых, 57-летний Рустем Гатауллин, возглавляет компанию «Идель Хадж», которую Файзов отстранил от прибыльного бизнеса.


Это, казалось бы, подтверждает первую гипотезу. Впрочем, одно не исключает другого.


«Нападение на мусульманских религиозных деятелей, к сожалению, в современной России стало обычным преступлением. Однако раньше эти преступления совершались на Северном Кавказе, до Казани, Поволжья ситуация не доходила», - констатирует аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев.
Глава Чечни Рамзан Кадыров, не дожидаясь итогов расследования, однозначно возложил ответственность на ваххабитов.


«Случившаяся трагедия наглядно свидетельствует о том, что для ваххабитов нет ничего святого, нет у них истинной веры, нет жалости к людям. Им нужна кровь! Их призвание - убивать людей, убивать мусульман, убивать женщин, детей, беззащитных граждан», - говорится в заявлении на сайте правительства Чеченской республики.
Нападения произошли за день до начала священного мусульманского месяца Рамадан, в который должно прекращаться всякое кровопролитие. Религиозные экстремисты в Ираке и на Северном Кавказе часто устраивали нападения именно в канун Рамадана.


Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов также связывает недавние преступления с религиозным экстремизмом.
«Они [Файзов и Якупов] были яркими представителями традиционного течения ислама и постоянно наносили удар по радикальным мусульманам, число которых в Татарстане за последние годы значительно увеличилось», - заявил он.


Глава Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко считает, что делать далеко идущие выводы преждевременно.
«Могла быть и радикальная сектантская группа, и криминальные разборки, - заявил эксперт Русской службе Би-би-си. - К сожалению, вокруг татарстанского муфтията последний год было много разговоров о злоупотреблениях, как финансовых, так и связанных с выборами и назначениями».


Став 13 апреля 2011 года муфтием Татарстана, Илдус Файзов публично обвинил своего предшественника Гусмана Исхакова в попустительстве распространению салафитского (ваххабитского) направления ислама. По его словам, «в 90-е к нам буквально хлынули проповедники из Саудовской Аравии, где ваххабизм является государственной религией».
Новый духовный лидер провел своего рода «аттестацию» всех имамов и отстранил некоторых из них, вызвав недовольство части верующих.


В декабре прошлого года, после того, как муфтий снял имама Альметьевской соборной мечети Назира Аухадеева и назначил на его место Рафика Миннеахметова, группа местных мусульман заблокировала вход в храм, не желая впускать назначенца Файзова.


В апреле этого года, когда Файзов освободил от должности имама главной мечети Татарстана Кул-Шариф Рамиля Юнусова, в Казани прошли два митинга, участники которых называли Духовное управление мусульман республики «марионеточным» и призывали муфтия «прекратить делить мусульман», угрожая в противном случае «встать на баррикады». Пришлось оставить Юнусова в Кул-Шарифе на правах второго имама.


Прервали отношения с Духовным управлением некоторые общественники, сотрудничавшие с ним при Гусмане Исхакове, например, Союз мусульманок Республики Татарстан во главе с Наилей Зиганшиной и организация «Вакф», занимающаяся благотворительностью и устройством бесплатных обедов для бедных. Уволилась часть штатных сотрудников.


Последний по времени скандал разгорелся из-за того, что муфтий отстранил от организации паломничества в Мекку прежнего туроператора «Идель хадж» и создал для этого новую фирму - ООО «Татарский деловой мир».


По словам представителей ДУМ, «Идель хадж» не гарантировал «духовную безопасность паломников за границей» от вредных ваххабитских влияний.


Недовольные паломники обратились к Файзову с открытым письмом, в котором обвиняли его в организации «собственного бизнеса на хадже», нового оператора - в завышении стоимости туров, и призвали восстановить статус-кво.


18 июля, за день до покушения, Файзов созвал пресс-конференцию, на которой назвал действия оппонентов «шантажом» и заявил, что на уступки в вопросе о хадже не пойдет.

Из Татарстана ежегодно отправляются в Мекку около двух тысяч паломников, и рынок соответствующих услуг оценивается в 250 миллионов рублей.


Покойный Валиулла Якупов навлек на себя резкую критику призывом сжигать религиозные книги, включенные властями в списки экстремистской литературы.


Еще в царские времена «приволжский» ислам считался более умеренным и светским по сравнению с кавказским, тем более, арабским. Именно татарские богословы и духовные писатели, в частности, Шигабутдин Марджани, чаще других выступали с обновленческих позиций.


В современной России Татарстан всегда противопоставлялся бурлящему Северному Кавказу в качестве витрины гражданского согласия, межэтнического мира и религиозной толерантности. «Казанский вариант» ислама был, с точки зрения государства, образцом для подражания.


Последнее преступление на почве религиозного экстремизма произошло в Татарстане в 1999 году, когда группа обученных на Северном Кавказе боевиков взорвала две ветки магистрального газопровода.


Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич на недавнем совещании с губернаторами похвалил Татарстан за низкий уровень религиозного экстремизма.
По мнению некоторых экспертов, власти долгое время выдавали желаемое за действительное.


Так, в статье под названием «Лесные мусульмане диктуют религиозную моду Татарстану», опубликованной в «Независимой газете» как раз в день покушения, говорится, что Доку Умаров некоторое время назад призвал сподвижников переселяться в Поволжье, чтобы поднять на борьбу местных мусульман и превратить Татарстан и Башкирию в провинцию «Идель-Урал» возглавляемого им «Имарата Кавказ».


Со ссылкой на местные источники издание утверждает, что «в не менее чем пятой части казанских мечетей сильные позиции имеют выходцы с Северного Кавказа, многие из которых связаны с вооруженным подпольем», а татарская молодежь, особенно сельская, подражает сверстникам из Чечни и Дагестана в одежде и манере поведения.
В апреле муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин направил Михаилу Бабичу меморандум о росте радикальных настроений в Татарстане, в котором предупреждал о возможности покушения на муфтия.


«Чиновники решили занять такую позицию, что в республике тишь да гладь», - заявил он после нападений изданию "РБК daily".


По оценке Хузина, «активных ваххабитов в Татарстане около трех тысяч, они могут оказывать влияние на гораздо большее число людей, прежнее руководство татарского муфтията потворствовало распространению ваххабизма в Закамье - в Нижнекамске, Елабуге и Альметьевске».


Раис Сулейманов опасается превращения Татарстана в «Дагестан на Волге» и утверждает, что татарские приверженцы радикального ислама якобы воюют на Северном Кавказе и у талибов.


Максим Шевченко призывает не идеализировать прошлое и не драматизировать настоящее.


Отношения между Москвой и Казанью отнюдь не всегда были безоблачными, указывает он.


Эксперт напомнил о взятии Казани Иваном Грозным, жестоко подавленном башкирском восстании под предводительством Салавата Юлаева, в котором участвовали и татары и которое имело не только классовую, но и религиозную подоплеку, и о широко распространенных в Татарстане во время первой чеченской войны симпатиях к мятежной Ичкерии, вылившихся в сбор гуманитарной помощи и попытку на законодательном уровне исключить участие татарстанских призывников в боевых действиях.


Что касается дня сегодняшнего, следует, по словам Шевченко, разделять экстремизм и теологические дискуссии.


«Одни православные почитают Владимира Соловьева, а другие отцов церкви IV-V веков. Точно так же есть граждане России мусульманского вероисповедания, которые, не нарушая закон, по-разному воспринимают свою религию. От идеологических и богословских разногласий до террора путь очень долгий. Борьба с ваххабизмом иногда прикрывает административно-хозяйственные злоупотребления, которые существуют во многих духовных управлениях», - заявил он.


Ряд наблюдателей связывают рост религиозного радикализма в Татарстане с бедностью и, особенно, с социальной неустроенностью переселившейся в города сельской молодежи, но Шевченко считает эту гипотезу надуманной.


«Татарстан не Афганистан, где овца - уже богатство. Это один из самых преуспевающих регионов России», - говорит он.


Представители мусульманской общины Казани выступают с заявлениями, осуждающими террор, и опасаются нежелательных последствий для всех приверженцев ислама.


«Это могли сделать только животные, - сказал Аяз Мингалеев, занимавший при Гусмане Исхакове пост заместителя муфтия по делам хаджа. - Какие бы разногласия не были, насилие - это не решение вопроса. Я даже представить себе не могу, какие последствия будут после этого для мусульман Татарстана».


«Ислам против насилия: те, кто совершил это преступление - не мусульмане. Страшно то, что это происходит не где-то, а в толерантной Казани. Понятно, какой вывод сделают теперь: раз он [Файзов] боролся против салафитов, значит, это они. Опять тень на мусульман», - заявил известный оппонент муфтията, казанский ресторатор Мурат Галеев.


«Будет дестабилизация ситуации в республике Татарстан. И будет новое закручивание гаек», - прогнозирует востоковед Гумер Исаев.


Директор правозащитного центра «Сова» Александр Верховский указывает, что даже ваххабиты - не обязательно террористы.


Максим Шевченко призывает найти и покарать «мерзких преступников», но не записывать во враги всех, чье мнение расходится с позицией государства.


«Надо расширять диалог, прежде всего, с мусульманской интеллигенцией и молодежью. Не следует навязывать муфтиев, которые активно не принимаются общиной. Выборы муфтиев, которые являются, прежде всего, администраторами, распоряжающимися деньгами, должны быть демократическими, а не так, что пришел человек из ФСБ и сказал: вот этот будет у вас главным! Эти времена прошли», - говорит он.


«Среди мусульман есть высокообразованные люди, знающие несколько языков и способные вести дискуссии о религии, истории и культуре на самом высоком уровне, - продолжает эксперт. - Важно, чтобы государство в ответ на желание вести дискуссии не присылало ОМОН и ФСБ, а организовывало дело таким образом, чтобы граждане России, подобно тому, как это происходит в Великобритании, могли дискутировать, о чем хотят, но при этом единым фронтом стояли против терроризма и насилия во всех формах».

Распечатано с портала AzGlobus.net Информационно-аналитический портал