Дата публикации: 09-01-2013

Адрес в интернете: http://www.azglobus.net/2406-satanovskiy-posle-togo-kak-amerikancy-uydut-iz-afganistana-islamisty-zahvatyat-srednyuyu-aziyu.html

Сатановский: «После того, как американцы уйдут из Афганистана, исламисты захватят Среднюю Азию»

09.01.2013 10:59:14

Аналитика

Новый 2013 год начался с очередных столкновений в Средней Азии. Накануне стало известно, что жители расположенного на территории Киргизии узбекского анклава Сох освободили часть из 20 заложников, из-за которых на границе двух бывших советских республик произошли столкновения с Киргизскими пограничниками.

 

Тогда жители узбекского анклава Сох, намереваясь помешать киргизской стороне электрифицировать недавно установленный пограничный пост, напали на пограничников Киргизии и захватили в заложники нескольких граждан этой страны. Эскалация в Средней Азии – достаточно актуальный сценарий для ближайших лет, уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, однако, основой конфликт пройдет не территориальным границам республик, а внутри самих государств, в связи с наступающей в регионе "арабской весной".


Вопрос: Вы действительно полагаете, что стоит ждать приход "арабской весны" в Среднюю Азию? Насколько это возможный вариант развития событий?


Евгений Сатановский: Попытки запустить этот процесс будут, начиная с ухода американцев в 2014 году, но работа эта уже ведется. Недавно Катар и Саудовская Аравия открыли посольство в Киргизии. Соответственно, после того, как американцы уходят из Афганистана и талибы захватывают власть в южных провинциях страны, неизбежно вытесняются близко к границам стран Средней Азии и России многочисленные группировки, набранные из бойцов, опять же, Центральной Азии и России: все эти Хизбут-Тахриры, исламские движения Узбекистана "ИДУ", джамаат Булгар et cetera. Проблема будет не только у Центральной Азии, проблемы будут и у нас на Кавказе, и в Татарстане. К этому надо готовиться.

Вопрос: Кому это выгодно, зачем?

Евгений Сатановский: Людей, которые этим занимаются, видно на процессах, идущих в арабском мире. Идеология радикальной исламизации спонсируется двумя главными центрами ваххабитского тандема: Саудовской Аравией и Катаром. По всей планете. Совершенно неважна география: Ингушетия, Чечня, Татарстан, Башкортостан, Филиппины, Индонезия или в Кашмире, Восточном Туркестане или Китае или где еще. Конечно, при поддержке со стороны наших западных коллег, в первую очередь Франции, Великобритании, США, исходя из партнерских отношений, финансовых и проектных. Нового нет ничего, все лежит на поверхности.

Вопрос: Выше вы сказали, что "арабская весна" в Средней Азии начнется с Афганистана. Получается, эта страна – ключ к региону? И, по-Вашему, получается, что сейчас американские войска - это гарант стабильности в стране и регионе в целом?

Евгений Сатановский: Нет там никакой стабильности и не было со времен свержения короля, и Афганистан – это не ключ к региону, я этого не говорил. Я сказал совершенно другую вещь, когда наиболее вероятен рост напряжения в Средней Азии, когда из Афганистана уйдут американские части, и станет не в кого палить, а людей надо будет чем-то занять.

Вопрос: Можете объяснить, как чисто технически будет развиваться этот процесс в Средней Азии, какие силы можно будет назвать движущими?

Евгений Сатановский: Не могу. Для этого нужно неоднократно работать с материалами и общаться с профессионалами, а для читателя не могу. А зачем это читателю? Он собирается, может быть, в этом участвовать в качестве организатора?

Вопрос: Вполне возможно, у читателя там проживают родственники, например.

Евгений Сатановский: Хорошо. Киргизию, на мой взгляд, мало что может спасти, Таджикистану - еще хуже. А в Казахстане и Узбекистане могут еще работать местные власти, которые на сегодняшний момент достаточно жесткие и достаточно хорошо понимают ситуацию, судя по узбекской границе, которая заминирована, в том числе со стороны Афганистана, Таджикистаном и Киргизстаном. А также по Казахстану почитайте "стратегию-2050", в которой Назарбаев в вежливых словах четко выразил свою позицию.

Вопрос: Эти процессы будут повторять процессы, которые мы наблюдали в ходе "арабской весны"?

Евгений Сатановский: Этот процесс не будет похож на "арабскую весну". В каждой избушке свои тараканы, и в каждой стране все по-разному. Никаких похожих процессов в мире не бывает и, соответственно. Тот же Каддафи, если бы не внешняя агрессия, с легкостью подавил бы бенгазийский мятеж, а Асад, если бы не Доха, Эр-Рияд и Анкара, подавил бы проблемы на границе с Иорданией, а потом бы расстрелял или выгнал своих силовиков, которые их спровоцировали.

Вопрос: Но какие-то общие принципы будут повторяться?

Евгений Сатановский: А что вы называете общими принципами?

Вопрос: Интервенция, эскалация этнических и религиозных конфликтов, полномасштабные гражданские войны, теракты, информационная война.

Евгений Сатановский: Нет, не согласен. Чепуха абсолютная. Интервенции Запада в Тунис нет, интервенции в Йемен нет. Это все "сказки Братьев Гримм". Мы живем в андроповской реальности, в которой все что делается, якобы делается для США и самими США. Пора отходить уже от этой теории, мир-то устроен иначе. Сильно иначе. Будет идти ваххабизация региона, радикальная исламизация, ползучая, тихая такая. Катарцы, как всегда, будут ставить на своих, на "Братьев Мусульман", саудовцы на своих салафитов, вот вам общие принципы, все остальное - частное. В каждой стране свое. В каждой стране есть свои внутренние причины. Совершенно бессмысленно исламизировать горные районы Папуа-Новой Гвинени. У них там мусульман нет, папусы они, каннибалы. Поэтому вопрос, как там будет развиваться политический ислам, для спонсоров и организаторов неактуален. А в исламских республиках постсоветского пространства и исламских регионах России актуален. Само по себе наличие там исторически исламского населения провоцирует желание создать на этой территории некоторую часть халифата. Люди говорят об этом открыто и в первую и во вторую чеченскую войну. Афганские арабы откуда брались и кто их финансировал? Оттуда и брались.

Только двоечники, которые иногда управляют странами, могут попытаться выстроить из этого единый механизм. Закономерности, да, всегда можно уловить. Но так было всегда, что было в Фергане, невозможно в Ташкенте, этим надо заниматься, да. Сложно конечно.

Вопрос: И все это начнется сразу после дестабилизации Афганистана?

Евгений Сатановский: Дело в том, что дестабилизция Афганистана этому будет не способствовать, а провоцировать некоторый поток личного состава. Это большая разница, поскольку влиять напрямую ситуация в Афганистане на ход событий не будет. Стартовый толчок даст, да. Кроме Афганистана, есть много других важных факторов, например, критическое количество людей с деньгами и амбициями, которые готовы в это вкладывать и свои средства и свои усилия и свои связи на Западе и в регионе. Людей я этих назвал, в первую очередь, руководство Саудовской Аравии и Катар, в меньшей степени, лидер Турции Реджеб Таиб Эрдоган, которому дай бог со своими бы проблемами разобраться. Хотя по периферии проблем от него много и проблем от него много и по турецкой линии, в том числе и на нашей территории, и по линии "Нурджулар", например.

Вопрос: Какой смысл участвовать в этом процессе Западу, ведь в ряде стран Средней Азии прошли "оранжевые революции", зачем теперь "арабская весна"?

Евгений Сатановский: А кто вам сказал, что это было оранжевое поветрие, я понимаю, что с тех пор, как Глеб Павловский придумал "Оранжевую угрозу", так все и повторяют за ним, но это все не имеет никакого отношения к оранжевой движению на Украине. Все, что происходит в Средней Азии, как раз имеет четкую исламскую и исламисткую коннотацию, что можно заметить как по подавлению Андижанского мятежа Каримовым в Узбекистане, так и по терактам, которые идут по Средней Азии, в том числе и в Казахстане, я уже не говорю про движение исламистов через Чуйскую долину и про Таджикистан, где исламисты выиграли гражданскую войну.

Вопрос: И что можно этому противопоставить?

Евгений Сатановский: Арабская весна в Средней Азии это история еще не начавшейся болезни, странно говорить про лечение.

Вопрос: Но ведь надо обезопасить южные границы России?

Евгений Сатановский: Процесс идет, чего с ним бороться. Бороться с ним должны Назарбаев, Каримов, это их проблема, их работа, их зарплата, вот пусть они и дают ответ, и, кажется, делают это достаточно эффективно. Да, этот вопрос опасен, но нам бы на своей территории сейчас разобраться.

Вопрос: Кот сейчас основные игроки в этом регионе?

Евгений Сатановский: Пока основные игроки в Средней Азии это мы, Китай и американцы, но поскольку эта территория исламская, США с удовольствием дадут своим союзникам и партнерам возможности в этом регионе - Катару и Саудовской Аравии. Америка перестает воевать с исламистами и начинает с ним заигрывать. Госдепартамент будет поддерживать политический ислам, и будет везде, где может и ставит на политических авантюристов, даже если они, как Хамид Карзай, по уши завязаны в наркоторговле.

Распечатано с портала AzGlobus.net Информационно-аналитический портал